30.08.2023
Из прошлого надо брать огонь, а не пепел.
Жан Жорес
2 июля на телеканале «Россия 24» более 5 часов митрополит Тихон излагал притчу о том, как хорошо было жить при царе-батюшке, а вот прогрессисты и революционеры все разрушили.
В разрушении громадного, но подгнившего дерева, под названием Российская империя, львиная доля отводится «особой материи» – гражданскому обществу. Борьба «особой материи» с государством представляется митрополитом как феномен России. Дескать, предатели разрушали идеальное монархическое общество изнутри, затем лишили Российскую Империю победы в Первой мировой войне и, наконец, ввергли страну в Гражданскую войну.
Последнее время такая притча активно распространяется, в том числе официальной пропагандой. Отец Тихон, как бы завуалировано намекает современному гражданскому обществу, современным прогрессистам о недопустимости мыслить иначе, вразрез с мнением Кремля и Русской православной церкви.
Не преминул митрополит подвергнуть критике политическую позицию крупных промышленников из старообрядцев и интеллигенцию. Перечисляя выдающихся писателей XIX-XX вв. и поэтов «Серебряного века», поддержавших прогрессистов и большевиков, он оценивает этот период, как особое явление в нашей истории, а само творчество, как несравненный взлёт российской культуры, несправедливо доставшийся новой власти большевиков. При этом повествователь забывает, что новая власть открыла всем слоям населения дверь в культурный тайник, принадлежавший ранее лишь привилегированным сословиям в авторитарном и деспотическом государстве - Российская империя.
Безусловно, отец Тихон изощрённый публицист и манипулятор, в выступлении которого переплетается правда с ложью, справедливые оценки с откровенно спекулятивными. В достаточно убедительной по форме манере изложения исторического материала он стремится создать у зрителей впечатление правдивости своих утверждений, применяя изысканный манипулятивный приём: критикует советский строй, но не отрицает достижения советской власти. Если продолжить стержневую мысль митрополита, то можно сделать вывод, что все культурные и социальные завоевания в СССР были сделаны не благодаря, а вопреки Советской власти и социалистическому строю.
Нет смысла комментировать каждый его тезис, отметим только наиболее существенные моменты.
Митрополит демонстрирует либо непонимание, либо намеренное игнорирование закономерностей общественного развития, которым движет разрешение объективно накапливающихся противоречий, и полагает, что монархию могли свергнуть какие-то заговорщики, террористы и т. п., а революции, якобы, совершают партии. На самом деле такая позиция позволяет власти (здесь речь уже о современной власти) отказываться от всякой ответственности за происходящие в обществе фундаментальные процессы и не признавать необходимость менять подходы к политике и государственному управлению. В этом случае власть берётся только за подавление внутреннего протеста и инакомыслия, а все свои действия, в том числе манипулирование результатами выборов, оправдывает. Обществу преподносится «благочестивый» обман якобы во спасение Отечества.
Можно было бы много и долго возражать по поводу представленной картины благоденствия при Николае Кровавом, но достаточно следующего.
На рубеже XIX-XX веков в России действительно происходил рост экономики и населения, но количество производимой продукции на душу населения сокращалось, а Россия оставалась аграрной страной (82 % сельского населения) и все больше закабалялась иностранными кредиторами, в особенности французскими. Для сравнения: в начале XX века доля городского населения в США составляла 45%, в Германии - 56%, а в Англии - 78%. В самом деле, отдельные высококвалифицированные рабочие получали сравнительно большие зарплаты, но в целом же трудящиеся едва сводили концы с концами, а рабочий день превышал 10 часов. Например, зарплата ткача-мужчины у ивантеевского капиталиста Лыжина, составляла 13-18 рублей в месяц, из которых 5 он возвращал фабриканту за обед: пустые щи, гречневую кашу с конопляным маслом и грибную похлебку. Подручным ткача, женщинам, приходилось и того туже. Им платили 5-8 рублей в месяц. «Заботливый» капиталист предоставлял своим рабочим крышу над головой в общежитии по 10-12 кв. м на 3-5 человек.
Отец Тихон утверждает, что революция и Гражданская война отбросили Россию в развитии от «цивилизованного мира» на десятилетия назад, при этом умалчивает, что уже через 35 лет после Гражданской войны, победив европейский фашизм, СССР вышел на второе место в мире по уровню экономики в целом, а также промышленности, в том числе высокотехнологической, и на первые позиции по развитию науки, укротил атом и полетел в космос.
Быстро росла не только численность населения, но и качество жизни, включая её продолжительность. Перед крахом монархии 80% населения России было безграмотным, а советские люди были грамотны поголовно и читали книги больше, чем где бы то ни было в мире. А советский балет, кино, литература, музыка, спорт… Странно, что мир католицизма и протестантизма, мир, создавший колониальную систему, но разрушенную СССР, мир, организовавший и проплативший Гражданскую войну в России в 1918 году, мир, затеявший Вторую мировую войну и прокси-войну против России сегодня, мир гедонизма и эгоизма, катящийся в пропасть содомии, православный митрополит считает ориентиром цивилизованности, от которого была «отброшена» Россия.
Один из любимых мемов антисоветчиков и антикоммунистов – красный террор. Сегодня уже только малограмотный или предвзято настроенный человек может муссировать эту тему в отрыве от белого террора и других объективных исторических условий, а также утверждать о богоборчестве большевиков и стенать о якобы тысячах убиенных и замученных в застенках ЧК и НКВД священнослужителях. Позицию большевиков по отношению к религии сформулировал В.И. Ленин: «Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы». Большевики реально «насолили» не религии, а институту церкви, отделив её от государства, в том числе перестали финансировать. Отдельные священнослужители действительно были привлечены к ответственности, но не потому, что имели церковный сан, а, как правило, за активное участие в борьбе с Советской властью, деятельную поддержку белогвардейщины. Во многих случаях охваченные революционной энергией крестьяне сами изгоняли священников, поведение которых их глубоко разочаровало своим разительным несоответствием проповедуемым православным канонам.
Возвращаясь к красному террору, нужно отметить, что он явился ответной мерой на террористические действия Добровольческой армии. Один из лидеров Белого движения Лавр Корнилов прямо заявлял: «Пусть надо сжечь пол-России, залить кровью три четверти России, а всё-таки надо спасать Россию». Всю «ответственность пред Богом и русским народом» он брал на себя. Наивно не ведает отец Тихон, что сжигать пол-России и заливать её кровью Корнилов и другие лидеры Белого движения старались за деньги «западных партнёров» (как сейчас модно говорить), презиравших православие, утверждая, что Гражданская война велась тем оружием, которое было произведено во время правления Николая II.
События 1905 г. Тихон детально не разбирает, также как и причины, приведшие к массовому народному недовольству, а лишь констатирует факт сложного положения подданных Царской России до «Кровавого воскресенья». Хотя стоило бы обратить внимание на петицию рабочих. В ней кроется вся суть тяжёлого положения российского пролетариата. О жестоком подавлении армейскими подразделениями и полицией шествия петербургских рабочих во главе со священником-провокатором Георгием Гапоном митрополит также старается не упоминать, но результат шествия оценивает положительно. «После 1905 г. перепуганное правительство пошло на реформы, и положение улучшилось», - заявляет Тихон. О роли царя он старается не упоминать, возлагая всю ответственность на правительство. Как это созвучно логике современных официальных пропагандистов!
Для исторической правды и понимания смысла политических процессов, происходящих в то время, полезно сравнить уровень репрессий царизма после подавления первой русской революции и Советской власти после победы социалистической революции. Через два года после революции 1905-1907 гг. в тюрьмах и на каторгах Столыпина находилось более 170 тыс. политзаключённых. К сентябрю 1923 г., т. е. сразу после Гражданской войны, Советская власть содержала в местах заключения чуть менее 80 тыс. заключённых, среди которых лишь 7 275 человек были осуждены за преступления против порядка управления и государственные преступления (архивная справка ЦГАОР СССР. Ф. 393. Оп. 39. Д. 48. Л. 13-14), остальные – банальные уголовники.
Отдельного внимания заслуживает статистика, приведенная митрополитом в отношении раскулаченных крестьян. Он заявляет о более чем 4-х млн раскулаченных хозяйств. Далее священнослужитель умножает эту цифру на 10, так как, по его мнению, столько в семье домочадцев. В итоге он получает более 40 миллионов крестьян, якобы репрессированных Советской властью, немного не дотягивая до солженицынских стандартов. Даже сегодняшняя официальная статистика действующей олигархической власти намного скромнее. Она, придерживаясь антисоветской идеологемы, остановилась на цифре в 350 тысяч репрессированных крестьянских хозяйств.
С учётом очередного заявления Президента Путина о якобы украденной победе в Первой мировой войне, важно обратить внимание и на этот пассаж в передаче отца Тихона и разочаровать монархистов – для победы необходим высокий уровень военного самосознания общества, а также оружие и боеприпасы. Не было ни того, ни другого, ни третьего.
В 1916 году в армии на фронте одна винтовка приходилась на двух солдат, две трети парка тяжёлой артиллерии было неисправно. Потребности фронта оказались больше наличных запасов: винтовок в 4 раза, пулемётов в 26 раз, патронов в 8 раз, пушек в 16 раз, гаубиц в 33 раза, крупных калибров и дальнобойных орудий в 47 раз, снарядов для артиллерии в 73 раза. Промышленность не могла обеспечить необходимое производство, при этом фабриканты завышали цены в несколько раз, а царь отказывался «гасить экономическую инициативу». Военные, не понимая за что следует умирать и не имея оружия и боеприпасов, массово сдавались в плен. В немецкий плен попали 913 172 солдата и офицера, а на территории Австро-Венгрии в плену находилось ещё не менее 1 млн человек.
Как отмечал генерал-лейтенант Генерального штаба русской армии Головин Н.Н., император Николай II подменял национальное самосознание династическим, ставя интересы династий и правительств стран Антанты выше национальных интересов самой России. Более того, «хозяин земли Русской» выше государственных интересов ставил интересы своей семьи. Так кто кого предал? А разве не прослеживаются параллели в поведении нынешней власти в России, невнятная политика защиты Донбасса с 2014 года по модели «ни войны, ни мира», торги с «партнёрами» на Западе и Украине на фоне войны в 2022-2023 гг., парады и выставки вместо эффективного военного строительства вплоть до 2022 года, бюрократия, коррупция и многое другое?
На фоне нарастающего кризиса внутренних и внешних противоречий властная элита России стремится сохранить свои позиции, как во власти, так и в экономике, ничего принципиально не меняя. Для этого она пытается создавать в общественном представлении благостную картинку общественного бытия и без устали пугает людей хаосом, гражданской войной и гибелью России под ударами НАТО, забывая, что причиной подобной трагедии всегда выступает действующее правительство, когда оно отрицает очевидное и ставит свои интересы выше национальных. Остаётся лишь сожалеть, что современный институт церкви отступает от истины в угоду политической конъюнктуре и тем самым теряет нравственный авторитет в обществе, как это уже было в начале прошлого века, и берёт на себя соответственность за риск нарастания внутреннего кризиса.
Сегодня необходимо избавляться от любой лжи, не оттягивать принятие принципиальных решений, а смело менять общественное устройство и подходы к государственному управлению в ответ на закономерное развитие общества и конкретные вызовы современности. Предотвратить катастрофу можно, лишь заблаговременно устраняя её истинные причины. Важно лечить болезнь, а не ограничиваться реакцией на симптомы, натужно улыбаясь.
Секретарь Пушкинского горкома КПРФ А. Лифанов,
секретарь Пушкинского горкома КПРФ Д. Трошин.